Что можно было сказать по цвету костюма в Средние века?

В средние века считалось, что существует семь основных цветов, и каждый из них имел свою символику. В преданиях о короле Артуре часто фигурируют черный и белый рыцари. Черный — загадочный рыцарь, скрывающий тайну, белый рыцарь — защитник, спаситель. Белый считался цветом, который связан с добром, с высшими силами, с божественным началом, и, например, белые одеяния носили монахи ордена цистерцианцев. Добавлю, что все монашеские ордена отличались по цвету одеяний.

Из сакральных цветов следует упомянуть еще синий. Синий — это символический цвет Девы Марии, в Средние века ее изображали в лазорево-синих одеяниях. Позднее синий стал популярен при королевских дворах, европейские короли и королевы часто появлялись в синих одеждах.

Далее можно особо отметить желтый, поскольку к этому цвету относились с подозрением. Считалось, что это цвет, который говорит о ненадежности, предательстве, глупости и даже сумасшествии. Например, когда шекспировский Мальволио появляется на сцене в желтых чулках, то ренессансный зритель, конечно, сразу же догадывался о характере этого персонажа.

Зеленому цвету приписывали не просто символическое значение, а верили в его целительность. Считалось, что когда человек страдает слабостью зрения, то надо почаще стараться смотреть на драгоценные камни зеленого цвета или хотя бы зеленые предметы.

Если кого-то интересует более подробно проблема символизма цветов, могу порекомендовать прекрасные книги Мишеля Пастуро, которые посвящены отдельным цветам. Они переведены на русский язык: «Синий», «Зеленый», «Красный», «Черный». В них дается культурная история каждого цвета. Они выходили в серии «Библиотека журнала «Теория моды» издательства НЛО.

© Ольга Вайнштейн, историк моды